Главная Семья и дом Дети и телевизор: по эту сторону экрана
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС

Дети и телевизор: по эту сторону экрана

По эту сторону экрана

 

В последние пару десятков лет ученые бьют тревогу и только что с транспарантами не выходят на митинги, предупреждая о страшном диагнозе – детской экранной зависимости. Телевизор, монитор компьютера удерживают ребенка надолго, как следствие, может появиться торможение речи, мозговой активности ребенка, умственная отсталость, атрофия мышц и прочий «букет» в придачу.

Дети, выросшие по эту сторону экрана, не могут задерживаться на занятиях, сразу же переключаются, постоянно стремятся к смене обстановки, разнообразные впечатления воспринимают отрывочно и поверхностно, при этом, не пытаясь анализировать или искать логические связи. Дети и телевизор не должны быть вместе длительное время.

Многим ребятам, привыкшим к телепередачам, очень тяжело воспринимать на слух какую-либо информацию – они не могут связывать предложения или удерживать предыдущую фразу. Речь, которую они слышат, не может у них вызывать устойчивых впечатлений. Кроме того, им сложно читать – понимая слова и предложения, они не могут связывать их, в итоге они не понимают всего текста. По этой причине им скучно читать какие-либо книги, пусть даже самые интересные.

Существует также факт, про который говорят многие психологи и педагоги – это творческая активность и фантазия ребят. У тех детей,  которые много времени проводят перед экраном телевизора, пропадает желание и способность чем-либо заняться. Они не хотят прилагать даже минимальных усилий для создания новых игр, для сочинения стихов или сказок, для создания своего мира. Им неинтересно рисовать, собирать что-либо из конструктора или придумывать какие-либо сюжеты. Их абсолютно ничего не увлекает и не интересует.

Отсутствие своего содержания сказывается и на отношениях детей. Им неинтересно друг с другом общаться и что-то обсуждать. Они лучше нажмут на кнопку пульта и будут ждать развлечений. Данные симптомы говорят о нарастании внутренней бедности, которая требует постоянного наполнения. Тут уже просматривается симптомы зависимости не только от экрана телевизора, но и  зависимость от компьютера, игр и прочих «радостей жизни». В будущем такому ребенку будет сложно адаптироваться в садике, школе, университете из-за неумения банально общаться.

Возникает вопрос: в этом виноват телевизор? Если речь идёт о маленьких детях, то да. Когда экран поглощает все внимание и силы ребенка, когда телепередачи становятся основным источником мыслей и впечатлений, он оказывает плохое влияние на развитие личности.

Преодоление подобной зависимости потребует от родителей много сил и времени, но вам обязательно нужно постараться отвлечь ребенка от телевизора. Промежутком данного преодоления может быть переход к прослушиванию радиопередач или аудиокассет. Восприятие сказок и историй на слух требует большей активности, но в то же время малыш не так сильно устает.

Чем ребенок младше, тем легче ему оторваться от экрана. Для малыша до 3 лет легче ограничить доступ к телевизору. Пульт обязательно должен находиться в месте, которое недоступно для малыша. Таким образом, вы сможете контролировать время, которое ребенок проводит у экрана. Это надо для того, чтобы телепередачи стали источником полезных и ярких впечатлений, а не фоном жизни.

В режиме дня выделите время, когда чадо может смотреть мультфильмы, а еще лучше какие-либо детские передачи. В первую очередь, вам придётся постоянно регламентировать и контролировать просмотр, не делая никаких поблажек. Лучше предпочитать короткие мультфильмы и передачи, а не мультсериалы. Если вы купили какой-либо диск, не надо смотреть сорок серий сразу, даже если вам нужно постирать, сготовить и так далее. Самый лучший вариант – совместный просмотр с ребенком, в ходе которого вы сможете помочь ему понять то, что происходит, давать комментарии и пояснять сложные моменты.

После просмотра можно воспроизвести сюжет с помощью игрушек, кроме того попробуйте продолжить увиденную историю с экрана но уже вовлекая в игру в качестве главного персонажа малыша. Если ребенку трудно вам подыгрывать, покажите спектакль по мотивам фильма и сыграйте все роли сами. Необходимо, чтобы игра, которая требует умственной и физической активности малыша, для него стала более интересным занятием, чем просмотр телевизора.

Возможно, основной причиной зависимости ребенка от телевизора является то, что взрослые часто включают телевизор «для фона». Если у вас все время включен телевизор, то малыша от этого отучить нет возможности. Часто, молодые мамы используют видеопрограммы в качестве постоянного развлечения для малыша, когда ему нечего делать. Как в поговорке: «Чем бы ребенок ни занимался, лишь бы маму не отвлекал».

Из основных причин зависимости также может быть отсутствие у малыша любимых занятий. Играющие малыши, как правило, не очень зависят от телепередач: им нужны более активные и серьезные виды деятельности.  Кстати, дети, которые не могут играть в сюжетные и ролевые игры, как правило, некоммуникабельны.

Подумайте хорошенько, чем можно разнообразить вашу жизнь? Чем вам и вашему ребенку нравится заниматься в свободное от домашнего быта время? Возможно, шить, делать аппликации или печь пирожки. Вы не хотите сделать теневой театр? Это будет прекрасный заместитель телевизора. Совместные игры с взрослым и сверстниками – это самый лучший путь преодоления зависимости ребенка от телевизора.

Конечно, привычка затягивает, как малышей, так и взрослых. Но нужно настроиться на последовательность, чтобы избавление от зависимости не заставило ждать себя. Естественно, это потребует от родителей сил, времени и воображения. Но, когда малыш научится придумывать, играть и фантазировать, он самостоятельно сможет организовывать свою работу и досуг, придумывать увлекательные занятия, создавать интересный мир. Это станет не только толчком к развитию способностей ребенка, но также даст свободу не только родителям, но и малышу. И в первую очередь, свободу от телевизора.